Когда мы пытаемся кого-то чему-то научить, в первую очередь мы обращаемся к органам чувств своего ученика, являющимися его «окнами в мир». Слушает ли обучающийся нашу лекцию, смотрит на доску или проводит опыт вместе с нами, прежде всего в работу включаются его ощущения и восприятие, и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д.
Существует три пути восприятия информации:
- визуальный (здесь задействовано зрение),
- аудиальный (через слух);
- кинестетический (основанный на ощущениях, чувствах: вкус, тактильность, обоняние).
В ходе психологических экспериментов было доказано, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые: 90% процентов всей информации, воспринимаемой человеком, приходится именно на зрение. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо — только десятки тысяч. К тому же, данные, воспринятые с помощью глаз, более осмысленны и лучше сохраняются в памяти. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зато усваивается и запоминается лучше информация, которая была получена при непосредственном участии человека в процессе (опыт, эксперимент, практика и проч.).
Однако до сих пор в школах и вузах основным источником информации остаётся речь преподавателя... Отсюда и все проблемы с качеством образования. Надо в корне менять средства подачи информации так, чтобы они соответствовали особенностям человеческого восприятия: использовать как можно больше презентаций, схем, таблиц, иллюстраций, опытов, игр и экспериментов.
Определение типа восприятия учеников
Всё, что было сказано выше, носит усреднённый характер. На самом же деле в жизни всё немного сложнее: несмотря на то, что вообще визуальный способ восприятия мира преобладает, есть люди, с повышенными аудиальными или кинестетическими способностями (аудиалы и кинестетики), хотя их гораздо меньше, чем визуалов. Чтобы подобрать программу обучения, подходящую тому или иному ученику, можно провести небольшой тест на выявление ведущей системы.
Попросите ученика представить что-нибудь из явлений природы — то, что связано с положительными эмоциями (море, сад, поле, лес, дорогу, горы) — и пусть он опишет свои ассоциации и впечатления, связанные с этим явлением. Если первыми он назовёт зрительные образы, а уже потом заговорит о звуках и чувствах, то его ведущая система — зрительная, он визуал. Если сначала он будет «слышать» шорох листьев, шум моря, пение птиц и проч., вне сомнений — он аудиал. А если для того чтобы представить что-то, ему нужно сначала восстановить чувства (ощущения тепла, прохлады, бемятежности, спокойствия, бодрости), то у него преобладает память телесных, обнятельных и вкусовых ощущений. Такой человек называется кинестетик. Исходя из этого, можно выбрать наиболее подходящую форму обучения или сочетать сразу несколько.
Советы по обучению визуалов
- Старайтесь при обучении делать напор на наглядные пособия: книги, видео, графики, фотографии.
- Прежде чем начать что-то рассказывать, запишите на доске тему и практическую цель — это поможет сосредоточиться.
- Для заучивания слов и фраз отлично подойдут стикеры, развешенные по классу/комнате или карточки, которые можно носить с собой (более продвинутый вариант — мобильные приложения, созданные по принципу flash cards).
- Сложные слова и термины лучше выписывать на доску.
- Многие визуалы любят учиться одни, поэтому для выполнения тестов и контрольных работ их лучше оставлять в тишине и уединении.
- Таким ученикам нужно обязательно вести конспект урока, выделяя важную информацию разноцветными ручками, маркерами, стикерами.
- Используйте фильмы с субтитрами, презентации, интернет.
- Составьте письменные инструкции для выполнения той или иной работы (схема разбора предложения, план построения графика функций и т. д.).
- Для лучшего запоминания постарайтесь помочь ученику представить визуальный образ изучемого предмета, явления, слова.
- Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, будет полезно использовать зеркало (и даже записать себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере).
- Посоветуйте ученику вести блог или журнал на своём или иностранном языке в одной из социальных сетей, найти иностранных друзей по переписке для тренировки языковых навыков.
Советы по обучению аудиалов
- В этом случае как раз лучше как можно больше слушать и говорить: устраивайте обсуждения, лекции, аудиопрослушивания, ролевые игры.
- Демонстрируя визуальные материалы (схемы, картинки, графики, карты и т. д.), все важные вещи, выводы произносите вслух.
- При изучении иностранного языка как можно больше читайте вслух.
- Используйте обучение в парах и группах: пусть ученики пересказывают друг другу то, что показалось им важным.
- Посоветуйте ученикам записать материал, который необходимо выучить, на карточках и время от времени перечитывать его вслух.
- Используйте онлайн-словари с возможностью прослушать выбранное слово, обязательно повторяйте его несколько раз.
- Давайте ученикам слушать как можно больше подкастов и аудиокниг.
Советы по обучению кинестетиков
- Кинестетикам полезно много двигаться — используйте при обучение физические упражнения, игры, эксперименты, прогулки.
- Попробуйте использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).
- Для настраивания на рабочий лад кинестетикам важно иметь обустроенное рабочее место.
- Почаще делайте активные перерывы: 25-30 минут работы, 1-5 минут — перерыв.
- Для заучивания какого-либо материала необходимо переложить его своими собственными словами и записать для закрепления.
- Советуйте ученикам слушать побольше разных диалогов, аудиокниг и подкастов во время прогулок, пробежек, занятий спортом.
Общие рекомендации
Важно понимать, что не стоит зацикливаться на каком-то одном из этих типов восприятия, потому как идеальные условия для обучения будут существовать не всегда. Если ученик чувствует себя максимально комфортно в отработанном стиле обучения, вводите элементы из других систем, чтобы развить слабые стороны.
И помните, любая информация, которую вы хотите донести до слушателей, должна обладать следующими свойствами:
- достоверность,
- полнота,
- ценность,
- ясность,
- актуальность.
джерело
|